Фильм «Поп» Владимира Хотиненко раскрывает перед нами страницы жизни отца Александра, участника Псковской православной миссии. Скромный деревенский священник — простой, приятный, «житейский» — отправляется на оккупированные немцами территории «возрождать церковную жизнь». Его верная жена Алевтина, роль которой блестяще исполнила Нина Усатова, едет с ним.
Вера всегда «подпитывала» русского человека, служила опорой в трудные времена. Идёт Великая Отечественная война — испытание не только для тела, но и для духа, для веры. Невоспитанные, наглые и пошлые немцы врываются в православный островок непрошенными гостями и одним только своим присутствием рушат от основания всю идиллию. Только-только отреставрировали храм, колокол повесили, службу провели — и на тебе… Вопрос веры является здесь ключевым, но даже люди неверующие с удовольствием посмотрят этот фильм. Здесь и правда есть, за что зацепиться, ведь здесь — жизнь. Жизнь солдата, мечтающего вернуться домой к любимой, жизнь осиротевших детей, нашедших приют у попа с попадьей, жизнь гитлеровских немцев, которые, вразрез со сложившимся стереотипом, не все подряд кровожадные упыри.
Многообразие действующих лиц и затрагиваемых проблем вместе образуют такой бурлящий водоворот, который создателям фильма наверняка было трудно втиснуть в рамки двухчасового импортного стандарта (снимали на киностудии «Двадцатый Век Фокс»). Действие развивается очень быстро, скачками, контрастами: только что отзвучали выстрелы, алым фонтанчиком бьёт кровь и заливает белое полотно рубашки, а мгновение спустя осиротевшие дети весело «распробывают» заграничное мороженое. Среди зрителей наверняка найдутся люди, которые никогда и не слышали о Псковской православной миссии. Интернет в этом случае обидно скуп на информацию. В силу всех этих причин некоторые «переходы» в фильме покажутся резковатыми, а отдельные моменты так и будут требовать разъяснений. За ними — к первоисточнику. Как это всегда у нас бывает, с выходом фильма не возникает проблем с покупкой одноимённой книги.
Снято всё невероятно живо и красочно. Фильм очень символичен, повсюду разбросаны знаки и подсказки для внимательных зрителей. Отдельное слово хочется сказать о музыке. Композитору Алексею Рыбникову, автору саундтреков более чем к семидесяти российским картинам, удалось удивительно точно передать настроение и динамику фильма. Наблюдать «мирное время» под мелодичные переливы — одно удовольствие, когда приходит беда — сердце щемит.
а вы смотрели этот фильм?